Перейти к содержанию
Клуб помидороводов - tomat-pomidor.com




  • Краткие рекомендации по выращиванию томатов


    Игорь Печурин

    томаты от посева до сбора урожая

    КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ ТОМАТОВ

    Едва ли не самая популярная тема – томаты,  казалось бы, о них всё написано. Отчего же не на каждом огороде их встретишь? Уж не от множества ли советов, пугающих молодых садоводов? Вот я и попытался свести в некую систему эти советы и методы и максимально упростить их, дабы не отпугнуть начинающих от этой чудесной культуры. Даты даны для Северо-Запада и являются приблизительными.
    Выращивание рассады
    1.   Посев семян на рассаду: тепличные сорта – 10-20 марта;                                                           сорта для открытого грунта – конец марта – начало апреля. Почва лучше своя (перегной или торф, садовая почва, песок в равных долях), немного суперфосфата и золы.
    2.   Семена можно замачивать, но не более, чем на несколько часов.
    3.   Температура до появления всходов 25 град., после всходов  не более 20 град.
    4.   Пикировка рассады в стаканчики 0,25 – 0,5 л. Объем в зависимости от сорта.
    5.   Хорошая освещенность рассады. При необходимости  досвечивание  люминесцентной лампой (лучше фитолампами типа «Флора»).
    6.   Скудный полив рассады (на грани привядания листвы).
    Уход в грунте
    1.   Заправка почвы перегноем, суперфосфатом, золой. Очень хорошо в лунку положить несколько гранул удобрения AVA. Исключить свежий навоз.
    2.   Высадка рассады: в теплицу – в конце апреля - начале мая; в открытый грунт – в середине мая (по погоде, предусмотреть возможность укрытия нетканым материалом на случай заморозков). Подальше от картофеля!
    3.   Полив 1-2 раза при высадке  рассады, далее не поливать! Можно полить при сильной засухе или при пересохшей почве в теплице. На песчаных почвах полив, возможно, потребуется.
    4.   Пасынковать вовремя. Выращивать не более, чем в 2 стебля.
    5.   За сезон применить  1-2 подкормки настоем скошенной травы.
    6.   Температурный режим: в закрытом грунте хорошо проветривать, не допускать повышения температуры выше 35 град. Чем больше в теплице форточек – тем лучше!
    7.   Для профилактики фитофторы опрыскивать  фитоспорином  3-5 раз за сезон, первый раз – в начале июня, далее через 10 дней. Срезать нижние листья (по 1 – 2 в неделю, не все сразу), чтобы не касались почвы.
    8.   Почву мульчировать скошенной травой. Собирать томаты зрелыми.
    9.   При угрозе заморозков в августе-сентябре укрыть посадки нетканым материалом.
    Выполнение этих простых рекомендаций гарантирует получение отличного урожая. Желаю успеха!

    Изменено пользователем Помидоровед



    • Нравится 6
    • Спасибо 15


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии



    Очень меня волнует вопрос, как же делать корневые подкормки, если растишь без полива? У меня в теплице, если не поливаю, пруток 8 мм можно только кувалдой забить(совершенно серьёзно). И как подкормить? Это надо, наверное сначала под каждый куст не одно ведро воды вылить, а потом уже кормить. А как кормите вы, Игорь Семенович?

    • Соглашаюсь! 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

     Не во всем с Вами согласна!
    Мы сажаем около 200 сортов (такой вид спорта!) и по одному кустику.
    В очень маленькие соусники кладем влажный вермикулит и на него семечко, 1 -2.
    Как только проклюнется, в сто гр. стаканчик,  петелька вылезла - под светодиоды, неделю не выключаем свет совсем. Потом переваливаем в 0,5 л.
    У нас капельный полив, как то одна капельница засорилась у Мохнатого Кейта. Он стоял такой несчастный, листья завяли, помидоры сморщились!
    Разве можно так издеваться над растениями!
    Почва у нас на северо-востоке в 100 км от Москвы, суглинок. Вроде и грунтовые воды не глубоко, вишни не растут, а помидоры страдают от нехватки влаги.
    По совету одного специалиста перестали закрывать на ночь теплицы, как только  появилась угроза  фитофторы.
    Даже когда температура опускалась к +6 и ниже. Стояли до конца октября, и выдирали их чистыми.
    А обработку делали всего один раз в начале августа, да и то потому, что уезжали на неделю. Не хотели рисковать, побрызгали Профит Голд.
    И подкармливали их каждые 2 недели.

     

    • Соглашаюсь! 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    11 часов назад, мариха сказал(а):

    Очень меня волнует вопрос, как же делать корневые подкормки, если растишь без полива? У меня в теплице, если не поливаю, пруток 8 мм можно только кувалдой забить(совершенно серьёзно). И как подкормить? Это надо, наверное сначала под каждый куст не одно ведро воды вылить, а потом уже кормить. А как кормите вы, Игорь Семенович?

    Марина, подкормки мы делаем в крайнем случае (если растения чахлые, листья светло-зелёные),например, в прошлом году не подкармливали. Дело в том, что всё питание мы вносим весной в почву:стакан золы и ведро перегноя на кв. метр, суперфосфат и щепотку удобрения АVA в лунку.  И мульчируем травой почву, это тоже своего рода подкормка, т.к. черви постоянно тащат в землю органику. В прошлом году два раза подкормили настоем травы со старыми сухарями. А в откр. грунте вообще не проблема подкормить - рассыпали золу или что там ещё и с дождём всё уйдёт. У Вас, я понял, тяжёлая почва, но с помощью органики она постепенно улучшится!.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    3 часа назад, Mokushka сказал(а):

     Не во всем с Вами согласна!
    Мы сажаем около 200 сортов (такой вид спорта!) и по одному кустику.
    В очень маленькие соусники кладем влажный вермикулит и на него семечко, 1 -2.
    Как только проклюнется, в сто гр. стаканчик,  петелька вылезла - под светодиоды, неделю не выключаем свет совсем. Потом переваливаем в 0,5 л.
    У нас капельный полив, как то одна капельница засорилась у Мохнатого Кейта. Он стоял такой несчастный, листья завяли, помидоры сморщились!
    Разве можно так издеваться над растениями!
    Почва у нас на северо-востоке в 100 км от Москвы, суглинок. Вроде и грунтовые воды не глубоко, вишни не растут, а помидоры страдают от нехватки влаги.
    По совету одного специалиста перестали закрывать на ночь теплицы, как только  появилась угроза  фитофторы.
    Даже когда температура опускалась к +6 и ниже. Стояли до конца октября, и выдирали их чистыми.
    А обработку делали всего один раз в начале августа, да и то потому, что уезжали на неделю. Не хотели рисковать, побрызгали Профит Голд.
    И подкармливали их каждые 2 недели.

     

    Бедный Кейт! (кстати, не сильно он нам понравился, не сажаем сейчас). Конечно, это издевательство над растениями - сначала приучить к воде, потом перекрыть. Нет, мы НЕ поливаем с самого начала и растения к этому привыкают. Кстати, мы как раз на северо-востоке от Москвы по Ярославке и тоже суглинок, и не поливаем более 20 лет. И все годы реакция людей подобна Вашей, типа жалко растения - они ведь живые. А когда снимали про наши томаты сюжет для ТВ, то ведущий не поленился, попросил совок и вырыл ямку в грядке в поисках следов полива, не нашёл.И даже в засуху, в 2010 году, полили один или два раза, когда кусты листья опустили, и то только в теплице, не в о/г. Так что смело бросайте свои капельные системы, хотя бы для начала на нескольких кустиках. успехов Вам!

    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Очень меня волнует вопрос, как же делать корневые подкормки, если растишь без полива? У меня в теплице, если не поливаю, пруток 8 мм можно только кувалдой забить(совершенно серьёзно). И как подкормить? Это надо, наверное сначала под каждый куст не одно ведро воды вылить, а потом уже кормить. А как кормите вы, Игорь Семенович?

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Игорь Семёнович, при посадке я кладу в посадочную яму то же, что и вы,кроме AVA , а ещё яичную скорлупу, банановые шкурки,луковую шелуху и перья из подушки,ну и ведро воды.Ну и как вы думаете, недельки через две полить и баста?

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 23.12.2018 в 21:55, Игорь Печурин сказал(а):

    Так что смело бросайте свои капельные системы, хотя бы для начала на нескольких кустиках.

     Что Вы, у меня психика не выдержит!  А урожаем тоже можем хвастаться!
    Мохнатый Кейт припозднился, но помидорки были очень сладкие, нам понравились!

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    23 часа назад, мариха сказал(а):

    Игорь Семёнович, при посадке я кладу в посадочную яму то же, что и вы,кроме AVA , а ещё яичную скорлупу, банановые шкурки,луковую шелуху и перья из подушки,ну и ведро воды.Ну и как вы думаете, недельки через две полить и баста?

    Марина, всё это положить, 2 - 3 литра воды вылить (ведро вроде  много? она ведь тёплой должна быть) и всё, больше не надо поливать, ни через две недели, ни через три! 

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    1 минуту назад, Mokushka сказал(а):

     Что Вы, у меня психика не выдержит!  А урожаем тоже можем хвастаться!
    Мохнатый Кейт припозднился, но помидорки были очень сладкие, нам понравились!

    Наташа, не сомневаюсь в величине Вашего урожая, но суть-то в другом - в экономии своих усилий, стоит ли делать ненужную работу? А Кейт по сравнению с другими малоурожайным показался, может, потому, что поздний.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 23.12.2018 в 17:36, Mokushka сказал(а):


    Мы сажаем около 200 сортов (такой вид спорта!) и по одному кустику.
     

     

    200 сортов - это очень круто! Мы нынче посадили 50 сортов новых, и то поняли, что это немножко много. Отобрали из них около 20 сортов, особо понравившихся. А у Вас сколько сортов, наиболее порадовавших  из этих двухсот?  И какие? 

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Мне вот интересно когда поют про скудный полив рассады. Прям благо.Прям при ярком освещении, прям в сухом помещении....И прям на грани увядания.Реально?

    Если один томат будет расти в таких условиях при влажной почве, а другой в подсушенном состоянии...То типа потом он даст урожай больше?

    Ладно когда поют про не поливать когда высадили. Мол корни растут активнее.И опять типа отдают урожай раньше.Эти фокусы рассчитаны скорее на то что сезон удачный. осадков много.Или место находится у подножья склона и вода так или иначе сходит туда.

    Но если в тех же самых условиях одну грядку не поливать, а другую поливать.Будет ли заметна разница?

    Да типа на супеси поливать нужно. А на суглинке типа нет.Этим летом под мульчей суглинок был таким же сухим как и без нее.

    Изменено пользователем Серж44

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Согласна почти со всеми краткими рекомендациями.

    У нас в Ленинградской области, чуть севернее Санкт Петербурга поливаю очень редко, ну совсем когда подсохнет почва под мульчей. Это 4-5 раз а сезон. А дожди, корни только так тянут воду, даже если в теплице растут. Просто глубже растут, корневая очень мощная. Одновременно с поливом травяной настой плюс кормлю по листу. Вот стала мало поливать и болячек стало меньше в разы.Ещё выращивала триходерму дома на перловке и заселяла по мульче. А в лунку всегда добавляю глиокладин по таблетке. Хотя в одном из роликов на Ютюбе И.Русских ничего у него не вырасло из этих таблеток.

    • Соглашаюсь! 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    У меня  хотя не Северо-Запад, но в моей деревне климат  похожий. В принципе я примерно так и делаю, как написано ( на рассаду сажаю чуть раньше, в грунт высаживаю несколько позже), но вот "собирать томаты зрелыми" получается только в очень хорошее лето. 

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 09.01.2019 в 10:05, ТаняШ сказал(а):

    Согласна почти со всеми краткими рекомендациями.

    У нас в Ленинградской области, чуть севернее Санкт Петербурга поливаю очень редко, ну совсем когда подсохнет почва под мульчей. Это 4-5 раз а сезон. А дожди, корни только так тянут воду, даже если в теплице растут. Просто глубже растут, корневая очень мощная. Одновременно с поливом травяной настой плюс кормлю по листу. Вот стала мало поливать и болячек стало меньше в разы.Ещё выращивала триходерму дома на перловке и заселяла по мульче. А в лунку всегда добавляю глиокладин по таблетке. Хотя в одном из роликов на Ютюбе И.Русских ничего у него не вырасло из этих таблеток.

    Таня,согласен, всегда можно подкормить по листу, мы о внекорневых как-то забываем . Я глиокладин пока только в планах наметил, а так - фитоспорином. Вообще в Ваших-то краях  воды хватает, бывал я недалеко от Матоксы , в Сертолове в танковой учебке. Давно это было, но климат, наверное, всё тот же:)

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 09.01.2019 в 12:16, Ария сказал(а):

    У меня  хотя не Северо-Запад, но в моей деревне климат  похожий. В принципе я примерно так и делаю, как написано ( на рассаду сажаю чуть раньше, в грунт высаживаю несколько позже), но вот "собирать томаты зрелыми" получается только в очень хорошее лето. 

    Это дело привычки, зрелые-то вкуснее:07preved:

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 10.01.2019 в 22:28, Игорь Печурин сказал(а):

    Это дело привычки, зрелые-то вкуснее:07preved:

    Да оно понятно, что вкуснее, но не получается. 

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 12.01.2019 в 00:53, Ария сказал(а):

    Да оно понятно, что вкуснее, но не получается. 

    Маша, может, попробовать отложить первый сбор на несколько дней, пока не покраснеют? Потом так и пойдёт!

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

     Не получается  откладывать надолго, заморозки начинаются ( правда, в отдельные лета, в том числе в последнее,  их может не быть, но это редко). 

    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Я томаты поливаю, у нас в Волгограде очень жаркое и сухое лето, все грядки замульчированны. Перестаю поливать только тогда, когда начинают наливаться плоды , всегда с хорошим урожаем, а если в моем климате не поливать, максимум через неделю трупики пойдут на свалку 

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Сею на рассаду с 20 марта, в открытый грунт рассаду высаживаю в мае, числа 10 под ультрасил. Лунки заправляю почти так же, грунт поливаю фитоспорином, провожу несколько обработок профилактические, подкормки в основном по листу, остальное по ситуации и погоде 

    • Спасибо 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    19 часов назад, ydachnay_di сказал(а):

    Я томаты поливаю, у нас в Волгограде очень жаркое и сухое лето, все грядки замульчированны. Перестаю поливать только тогда, когда начинают наливаться плоды , всегда с хорошим урожаем, а если в моем климате не поливать, максимум через неделю трупики пойдут на свалку 

    Диана, наверное, в Вашей местности по - другому не получится, и всё же - отчего не проверить на нескольких кустах? Попытка - не пытка :)

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    А вот интересно, что Вы понимаете под "пересушенной почве" в теплице (3. пункт уход в грунте), это как?

    Хорошо, если теплица имеет только 2 - 3 грядки, а если больше, тогда центральные вообще не получат дождевую воду.

    Я понимаю, когда дают советы, но оговаривают, что условиях у них такие-то, а когда как рекомендацию всем - это уж чересчур. Очень хорошо понимаю тех, которые винят себя в том, что начитавшись подобных советов, переживают, почему же у них не получается также. А потому что условия другие. А кто дает советы, это не учитывает.

    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Была б у нас страна размером с Люксембург или Монако тогда б да,согласился. Да и то на этих размерах ньюансы найдутся.

    • Нравится 1
    • Спасибо 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    13 часов назад, Elena_ сказал(а):

    А вот интересно, что Вы понимаете под "пересушенной почве" в теплице (3. пункт уход в грунте), это как?

    Хорошо, если теплица имеет только 2 - 3 грядки, а если больше, тогда центральные вообще не получат дождевую воду.

    Я понимаю, когда дают советы, но оговаривают, что условиях у них такие-то, а когда как рекомендацию всем - это уж чересчур. Очень хорошо понимаю тех, которые винят себя в том, что начитавшись подобных советов, переживают, почему же у них не получается также. А потому что условия другие. А кто дает советы, это не учитывает.

    "пересушенная почва" - определение некорректное,  а имел я в виду состояние кустов, когда листья  теряют тургор, вянут, такое было в 2010 году. в засуху. По растению всё видно. А вообще в кратких рекомендациях всего не учтёшь, там про песчану почву сказал, а про южные районы упустил, хотя вот из Воронежа писала женщина, что не поливает и нормально. Спасибо Вам за замечание, откорректирую в части дислокации посадок и типа почвы.

    Изменено пользователем Игорь Печурин
    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Привет, капельный полив не брошу, а наоборот поставила во 2ю теплицу, там где не было капельного полива, замучала вершинка, с капельным ее почти не было,  страдали сорта только которые подвержены вершинкой. Мысль если вообще не поливать, когда набирают вкус и плод согласна.

     

    Грядки приподнятые и внизу проложено агроволокно, полюбому корневая не идет вниз, тк у нас кроты, землеройки и близко грунтовые воды, поэтому грядка высыхает быстро в теплице.

    Изменено пользователем Ketrin007
    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты



    Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать учетную запись

    Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

    Регистрация нового пользователя

    Войти

    Уже есть аккаунт? Войти в систему.

    Войти

×
×
  • Создать...