Перейти к содержанию
Клуб помидороводов - tomat-pomidor.com

  • запись
    51
  • комментариев
    35
  • просмотров
    13 007

Записи в этом блоге

ворона

Ёлочные игрушки.


Детство.

Обед в садике был проглочен в мгновение, я села на стульчик в коридоре напротив входных дверей.
Сегодня я не сплю в тихий час. Я жду папу.
Мы идем в Детский мир.
Детский мир - это самый главный магазин. Непонятно, зачем так много других магазинов? Их можно закрыть и вместо всяких тканей и прочего продавать игрушки.
Ну можно ещё оставить магазин с карандашами и красками.
Папа не задержался и мы, обнявшись, пробираемся сквозь сугробы - сократили путь, называется)
На пути кафе, как же пройти мимо, когда там к горячему какао дают посыпанные сладким снегом кексы с изюмом?
Купеческий особняк с толстыми стенами, высокими дверьми и маленькими оконцами выглядел как дворец.
Во дворце жили царевны. Они целыми днями играли в игрушки и продавали их детям.
Царевна в кокошнике улыбнулась нам и стала складывать ёлочные игрушки в большие серые пакеты. Шары, зайцы, Чиполлино, рыбка, яблочки, бусы и много всякого, без которого Новый год не наступит, исчезало в пакетах, чтобы потом появиться и засверкать на ёлке.

Прошли годы, и остатки от тех игрушек появляются на моей ёлочке, напоминая то время, когда царевны жили в Детском мире, а самый-пресамый настоящий Дед Мороз приносил такие вкусные подарки.

ворона

Лопата для хлеба.


Детство.

Такую лопату мы с братом стащили у бабушки.
В то лето мы твёрдо решили пойти в кругосветное путешествие по морям.
Тельняшка у брата была, мне на белой майке грязью нарисовали полосы, грязные полоски получились неровными, ну что ж, не идти же в кругосветку без тельняшки.
Кот - младший юнга, имел природную полосатость. Повезло.
Карты были нарисованы заранее, дедова трубка для капитана готова, колесо от старого велика тоже.
Не было весла.
Можно было, конечно, на речке с лодок тиснуть, но те весла были тяжёлые, и я, как старший юнга, с ними бы не справилась.
Вовремя подвернулась лопата.
Только мы сели в старый шкаф, положенный на спинку, только приготовились к отплытию, как во дворе появилась бабуся.
Она отобрала лопату, ругаясь, что пора вытаскивать с печи хлеб, а нечем, перепало нам полотенцем. И за грязную майку прилетело.
Побитые, обобранные, мы, конечно же, никуда тогда не поплыли..

Детство-детство..

ворона

Капуста.


Детство.


Это целый ритуал - засолка капусты.
Потрудятся хозяюшки, зато потом всю зиму и весну семья с капустой. Щи-борщи, бигусы, пироги с капустой, винегрет без капусты не тот)
Нарубит бабуся топором мёрзлую в кадушке в кладовке, принесёт полную миску - горой. Капустка оттаивает, оседает, даёт сок. - Пей, доню, он здоровье даёт.
Кислый-кислый, но я послушно пью, мне надо быть здоровой.
Лучку в капусту бабуся покрошит, горсть клюквы, маслом духмяным польёт.
Масло то из самой Украины родственники передали с оказией. Бабушка его любит очень - оно пахнет родиной, детством...
Вот уже выкатили из духовки запечённую картошку - с капустой пир горой!
Я грызу хрусткие корочки хлеба, а мякиш бабушке вырезаю.

Но это будет потом. а пока надо посолить капусту.

Две большие кадки стоят посредине кухни.
Наготове клеёнки, приготовили лохмату - старые тёплые вещи.
В печке на углях калятся камни. Бабушка иногда открывает дверцу, проверяет - всё, хватит, накалились.
Камни лопатой вытаскивают и в бочку, сверху клеёнку, да не полностью, оставляют краешек - воду горячую заливать ковшом. Вода первого ковша бесится от жара камней, шипит,плюётся, паром шпарится. Бабушка в верхонках, а мне велено держаться подальше.
Куда там.. я в первых рядах зрителей.
Воды достаточно, закрыли клеёнкой, теперь и я помощница - кладу ровно лохмату, чтобы тепло не убежало напрасно, чтобы пар бочку распаривал.
Внутри бочки что-то недовольно шкворчит, а мне весело, смеюсь заливисто, да и бабуся улыбается - всё идёт по плану.
Распаренные бочки готовы.
В сенках горкой лежат кочаны. Бабуся их придирчиво осматривает - отбирает для голубцов. Те, кто не прошли строгий конкурс, отправляются на кухню, там уже готовы два стола, на кадку положили нож для шинковки. Нож вмонтирован в деревянную раму, острый, мне категорически нельзя к нему прикасаться.
И пошла работа! Взрослые режут-шинкуют капусту, шутят, смеются, потом поют на разные голоса, да так ладно, так красиво - заслушаешься. А мы с соседкой Томой грызём кочерыжки. Выносим на улицу - детвора всегда делится вкусным - кочерыжками, хлебом с вареньем.
Заквашенную капусту выкатывают в кладовку морозу на потеху, долго же он её пытается сковать, да не очень-то получается - солёная!
Но мороз сильнее, куда там с ним тягаться, минус 55 как ударит - всё замёрзнет, не только капуста.

ворона

Тихая грусть детства.


Детство.

Яркое солнышко посылает своих зайчиков будить меня. Зайцы скачут по дощатому полу, забираются на кровать и поднимают меня ни свет, ни заря. Я люблю это время, день будет дольше, столько всего интересного случится!

Холодная вода из рукомойника на улице прогоняет остатки сна, разноцветный петух, увидев меня, недовольно кукарекает. С петухом у нас любви нет. Когда-то я пыталась стащить у него из хвоста перо. Перо было красивое, как у жар-птицы, но петух жадный и я осталась ни с чем,  мало того, петух всё это запомнил и при случае клевал меня, хотя я и не покушалась больше на его разноцветный веник).

Горячий хлеб, холодное молоко - вкусный завтрак. Но мне не сидится за столом, ноги пританцовывают и готовы сорваться на улицу.

В сельпо привезли новые игрушки. Самое желанное - большой красный глазастый Ванька -встань-ка. Играть с ним можно бесконечно. Уложенный на бок, он быстро встаёт и внутри у него что-то весело звенит.  К крепкой ветке кедра привязаны качели. Можно раскачаться высоко-высоко, так, что видна контора, пекарня, соседский двор как на ладони.

К обеду солнце жарит во всю, пора на речку. Река быстрая, студёная, а у берега прогревает солнышко, на берегу уже пацаны пожарили сало на прутиках. С хлебом вкуснее нет ничего!

Детство-детство... Наполненное счастьем через край. Когда же ты промелькнуло, куда убежало..

Я бы отдала целый платяной шкаф одежды за ситцевое линялое платьице, в котором бегала, красивые украшения за веночек из одуванчиков на моей пшеничной голове выгоревших волос.

Бесхитростный неваляшка вызывал столько восторга, сердце колотилось от радости и готово было выпрыгнуть из груди.

Свет тех лет идёт с нами по жизни, согревают воспоминания, душа наполняется теплом и тихой грустью...

ворона

Медовый спас


Детство.

Мёд.
Густые волны лениво выливаются из банки на блюдце, неторопливо растекаются до краёв.
Дед накачал мёд. Кусучие пчёлы деда уважают и не боятся, щедро делятся с ним мёдом и сотами - домиками для мёда. Маленькие трудяги с раннего утра до вечера без устали облетали каждый цветочек в округе, собирая крошечную порцию нектара и превращая его в мёд. Пчёлы запасливы и не жадины, собирали и на себя, и на деда, деду отдавали большую часть собранного.
Я как любопытный трутень, лезу на пасеку, хотя путь туда мне заказан, потом бегу покусанная, едва сдерживая слёзы. Меня пчёлы не любят... А любит меня баба, наливает мне мёду в блюдце до краёв, даёт большую помидорину - ешь! Я макаю помидорный ломтик в мёд и неспешно ем - смакую, сладко! Слёзы высыхают, боль уходит, и вот уже доедено и вылизано блюдце, выпиты два стакана крепкого чая с мятой, я бегу гулять, обходя десятой дорогой пасеку) Пусть дед с ними хороводится.
Медовый спас - самый вкусный праздник!

ворона

Грузди.


Детство.

Новогодний стол без солёных груздей пустоват.
Меленькие, с пятачок-троячок теснятся они на тарелке, приправленные сметаной, ждут, когда же угостятся люди да похвалят их. И не просто похвалят, зажмурив глаза от удовольствия и причмокивая, а вспомнят, как собирали их осенью, какие приключения были.
Можно сколько угодно ходить по лесу и ничего не видеть.
Грибы - они лучше всех лесных умеют играть в прятки.
Спрячьте нас - просили грузди у сосен
Ну что, спрячем ребят? Спрячем, спрячем, согласно замахали ветками деревья, густо посыпая грибы старыми хвоинками.
Под хвойным покрывальцем вольготно рослось грибам, да увлеклись они, и появились горбики на усыпанной хвоёй и листвой земле. Сдвинешь в сторону - вот они, голубчики. Беленькие, с подвёрнутой оборчатой шляпкой снизу, размер невелик - аккурат на засолку.
В субботу после бани садимся ужинать. Крёстный с дедом большие любители грибов, и я отдаю им свою порцию - не хочу, мол. Я ни за что не признаюсь, что тоже люблю эти хрусткие грибочки с домашней сметанкой. Я лучше поделюсь. Ведь крестный всё время меня угощает - конфетами, маармеладками, вафлями. По старой привычке он говорит, что зайчика встретил - он и передал гостинец. Но это не так. Я сколько раз встречала зайцев в тайге, и что вы себе думаете? Никто из них ничего мне не дарил, наоборот, косые улепётывали, смешно задирая задние лапы. Так что крёстный сам покупал гостинцы.
Наберёшь полный туес, завяжешь сверху платком, чтобы ненароком не просыпать грибы, и на спину его как рюкзак. Деда прицепил широкие вожжи - не давит, легко надеть и снять.
В руках корзина - по пути назад ещё пособираем. Вот и она полная, а грибы не заканчиваются) В ход пошёл запасной платок, и его мигом наполнили. Увлекательное дело - грибы собирать, не остановиться.
Дома баба перебирает и вымачивает грибы, а потом солит в банках. Грибы лежат плотно-плотно, ещё камушком сверху их придавят. В тесноте, да не в обиде. Так лучше просолятся.
А когда готовы - на стол их. Место им почётное - в центре стола. Каждый накладывает себе на тарелочку и с круглой картошечкой, посыпанной укропом.
Сбоку тулятся маринованные опята - но не то, совсем не то.
А грузди - цари, и припрятывает баба пару-тройку банок на новогодний стол.
Довольно улыбаются все домочадцы - угодила, ой как угодила, в праздник порадовала.

ворона

Зароешься в пузо мурчащее...


Детство.

Бывает, накроет тоскою и хочется плакать навзрыд.
Приходит душа шерстяная, о чём-то своём говорит.
Зароешься в пузо мурчащее, расскажешь, как сложно жить,
И кошка мягкими лапками камень снимет с души…©

 

Коты-красавцы.
Ведь сотворила природа такое чудо тёплое) В основном пушистое, а иногда и лысиков)
Тётушкин кот Мурзик сидел на деревянном столбике возле калитки и ждал меня из школы.
Я уже тогда была ветреной девочкой), и после школы не бежала домой, а на горку, где до посинения в прямом смысле катались раз сто или больше кучей малой. Замёрзнув так, что ресницы слипались от инея, бежали домой, а навстречу мне кот.
Муська безошибочно узнавал, сколько у меня уроков и во сколько я должна прийти. Садился на столбик и ждал, по очереди поджимая замерзающие лапки. Увидев меня, бежал навстречу, жалуясь, как он замёрз, а я, негодница, домой не торопилась.
Уже потом, когда я училась в интернате, встречал меня в субботу после занятий на станции.
Тётушке дали новую квартиру, она переехала, а я уехала в другой город учиться. Муська упорно не пошёл в новое жильё, хотя его ловили и приносили много раз. Соседи подкармливали, он скитался, но пойманный, находил лазейку и сбегал в приоткрытую форточку или сигал в дверь и бегом на старую улицу.
Так и пропал(

ворона

Помидоры моего детства.


Детство.

Когда-то давным-давно ещё в 12 году на том, самом первом помидорном форуме я написала рассказ про китайские  помидоры.

Эти черрики Маковая росинка от них, тех трудолюбивых китайцев.

Повторю рассказ здесь.

Жили в нашем сибирском посёлке китайцы. Когда-то их сослали к нам, за какую провинность - никто не спрашивал, да и кому спрашивать-то, большинство посёлка - такие же ссыльные. Женились на русских девушках, поссовет выделил им земли - самые неудобицы, болотины и суглинки. Построились они, как могли и за огороды взялись.
Каждую свободную минутку горбатились на своих клочках, превратив их в огородный рай. Ровные грядки оформлены досками, чистота - ни травинки лишней, дорожки песочком посыпаны. Жёны их русские не работали - торговали на базаре огородиной овощной, травами. Помидоры у них были доселе невиданные - огромные, сладкие, на изломе сахарные. У аборигенов тоже росли помидоры, но какие-то заморенные, малоурожайные, кислые, мелкие. Климат сибирский, низина, болота многокилометровые, в августе без телогрейки ночью на улицу не выйдешь.
А китайские были нарасхват, не стояли люди за ценой немалой, разбирали помидоры в очередь.
Тётя моя любила огород до самозабвения, украинских сельских корней, она не представляла, что значит покупать картошку-морковку и прочую огородину. Отправила она меня как-то за рассадой к старому китайцу. Тётушка была доктором, человеком в посёлке известным и уважаемым, так что китаец принял меня радушно, заварил какой-то невероятно вкусный и душистый чай, налил в блюдце мёд, а сам пошёл выкапывать помидоры. Кстати сказать, впоследствии в Китае я пила разные чаи, и некоторые из них имели в своём букете именно те, давние ноты. Китаец принёс пучок хилой помидорной рассады с голыми корнями, перевязал их тряпочкой и не взял денег.
Путь домой лежал через стадион. На танцплощадке вовсю разливалась Шизгара, и я, засунув в траву помидорный пучок, с головой окунулась в свою тусовку. Про помидоры вспомнила под утро, когда, натанцевавшись и нагулявшись, шла домой.
Вопреки такому отношению помидоры в том году уродились на славу: большие, сахарные на изломе. Но не дотягивали они до китайских. Слово какое-то китайцы знали, что ли? Или отдавали всё время и всю душу растениям, а те платили им сторицей? Кто бы знал...Уже их нет на свете, неутомимых тружеников, заросли бурьяном огороды, уехали в город их дети.. И больше никогда я не лакомилась такими вкусняшками.

ворона

Лето..


Детство.

Лето..
Утром солнышко рано встаёт, открываешь глаза - на веранде цветные зайчики играют по полу - у крёстного окна частично были в цветных стёклах.
На летней кухне баба Аня уже испекла хлеб, насыплет полную миску оковалков неснятой простокваши, даст ложку - хлебай так, с хлебом. На столе куски прошлогоднего мёда вприкуску - вкусно!
У калитки соседские ребята кричат:
- Выходи! Айда за грибами!
Срываюсь, на ходу облизывая сладкие пальцы, бабушка семенит следом.
- Стой, скаженная, платок возьми, комары закусают!
Пока я надеваю защитное от комаров, бабуля заботливо кладёт в ведро холстину с хлебом и салом.
За околицей сразу тайга. Тёмная, буреломная. Хрустят под ногами сыроежки - их никто не берёт, берут подосиновики-подберёзовики - знатная жарёха с картошкой из них.
Потом на речку, песок обжигает босые ноги, вода на отмелях тёплая, а на стремнине холодно. Замёрзнув, прыгаем возле костра, где уже жарится сало на прутиках..

1631908968_14-07-2023121930.thumb.png.5430065955e0f9a41435ee3a0b8389c8.png

ворона

Хлеб.


Детство.

Хлеб с вареньем смородиновым, на худой конец с малиновым. Сорок восемь - половинку просим - кричала наперебой детвора. Сорок один - ем один - говорил гордо и для порядка счастливый обладатель целого ломтя хлеба с вареньем, которое стекает по пальцам и ягодки норовят свалиться в горячий песок под ногами. Конечно же, мы все едим хлеб, за пару секунд он исчезает, оставив у бывшего обладателя липкие пальцы и воспоминания о быстротечности богатства. Сало, тонко порезанное, нанизанное на вымоченные в речке прутики и поджаренное на костерке. С чёрным хлебом... ммм) А ещё мы ходили в лес, делая хороший такой круг мимо пекарни. До этого с гиканьем несёмся наперегонки, на подходе к пекарне скорость падает почти до нулевой, мы еле тащимся, не сводя глаз с дверей и надежде, что кто-нибудь выйдет и, увидев нас, обессиленных от голода, вынесет нам горячего хлеба или булку!

ворона

Мишка косолапый.


Детство.

Мы с бабусей идём в магазин.
В руках у неё авоська с пустой бутылкой для масла, тряпочный мешочек для крупы.
Я обгоняю бабусю, возвращаюсь, прыгаю на одной ноге, шепчу считалочку - бабуся идёт медленно, присаживается время от времени на соседские лавочки перевести дух.
До магазина далеко.
Я бы уже давно одна сбегала, но мне можно покупать только хлеб, остальное только под зорким присмотром бабушки.
На полпути я начинаю канючить: "Бабушка, купите цукерку"
- Грошив нема
- Ведмедика клешаногого тильки одну цукерку
- Тильки одну!
В магазине я деловито прошу налить постного масла в бутылку, в мешочек насыпать килограмм пшена, пару кусков сахара - плотного, желтоватого, сладкого без меры. Заключительным аккордом звучит: "Мишка косолапый - 100 грамм"
Бабушка онемела. Такого коварства от меня она не ожидала. Её хватило только тихо с укоризной: "Ты казала тильки одну цукерку"
Краска стыда заливает меня. Продавщица, ловко цокая костяшками счёт, выдала итог. Конфеты стоили столько же, сколько масло.. Прошу оставить одну конфетку, продавец недовольно разворачивает серый кулёк, конфеты возвращаются на место, и только одна остаётся на весах...

ворона

Цветные зайчики лета.


Детство.

Лето..
Утром солнышко рано встаёт, открываешь глаза - на веранде цветные зайчики играют по полу - у крёстного окна частично были в цветных стёклах.
У калитки соседские ребята кричат:
- Выходи! Айда за грибами!
Грибы. Хитрый народец.
Кто-то прячется, засыпавшись с головой хвоёй сосны и лиственницы, да только бугорки выдают прятальщиков. Тук-тук, я вас застукала) Грибам и поиграть в прятки хочется, и оставаться на зиму в лесу не хочется. Куда как лучше красивым вкусным блюдом на столе радовать людей.
А кто-то как петух разноцветный - далеко видать)
Мухоморы само собой, яркие фонарики, но извиняйте конопатые, вас мы не берём) А берём подосиновики. Нарядные - шляпки оранжевые, ножки белые в чёрные чёрточки, срежешь аккуратно - фиолетовым цветом ножка на срезе окрасится, добавляя разноцветье в корзинку.
Лес сухой, прохладный, прозрачный, гуляй по мягкому мху да грибные стайки примечай.
Вот и корзинка полнёхонька, и туесок заплечный берестяной, и в платок насобирала.
Дома мелочь на нитку суровую цыганской иглой и над печкой повесить. Крупные порезать и в кипяток, проварить и в заморозку.
Всем найдётся место. Ну и жарёха грибная с картошкой, как же без неё! Баба достанет из подпола крынку молока холодного, крынка тут же запотеет, да быстро опустеет - после лесной прогулки аппетит нагулян огого!

 

ворона

Радиоприёмник.


Детство.

В небольшой чёрной коробочке жили маленькие человечки.
Я, поставив друг на друга две табуретки, балансируя и рискуя свалиться, не дыша заглядывала в отверстия задней крышки, надеясь увидеть человечков, а может, если повезёт, даже подружиться. Человечки были хитрые, и при моём появлении прятались кто куда, не показываясь мне на глаза. Потом они пели о пингвинах, о ребятах 70-й широты, рассказывали о погоде и, когда совсем были добрые, устраивали целые спектакли.
Мы с бабусей любили сумерничать. Отблески пламени в печке плясали по стенам, потрескивали смолистые дрова, заглушая отдельные слова театра у микрофона, и вот уже совсем другой мир приходил из чёрной коробочки в бабусину небольшую кухоньку, захватывая нас целиком. Ещё долго по окончанию спектакля мы сидели молча, проживая чудесные минуты встречи с искусством..
Давно это было.. Так давно, что кажется, а было ли..

×
×
  • Создать...